Сад Тюильри несомненно популярен среди туристов. В его пользу говорят и местоположение – в самом сердце Парижа, и тот факт, что поблизости расположен, пожалуй, самый посещаемый музей мира – музей Лувр… Но здесь же есть и одно здание, привлекающее внимание поклонников импрессионизма со всего мира – музей Оранжери (Musee de l’Orangerie).
Название музея говорит само за себя – он был простроен архитектором Фирмин Буржеуа в старой императорской оранжерее дворца Тюильри и впервые принял посетителей в 1927 году. Есть, правда, и другая версия – якобы свое имя музею подарили апельсиновые деревья, растущие вокруг здания. Оба варианта имеют право на существование, поскольку «оrangerie» по-французски означает и «оранжерея», и «теплица для апельсинов».
Музей Оранжери – настоящая мекка для ценителей творчества импрессионистов. Моне, Ренуар, Сезанн, Модильяни, Пикассо, Дерен, Утрилло, Руссо, Сутин, Гийом – эти известные всему миру имена украшают таблички возле великолепных полотен начала прошлого века, выставленных в музее.
В каких-то сантиметрах от себя можно увидеть знаменитый «Нотр-Дам» кисти Мориса Утрилло или его же «Улицу Мон-Сени», где оголенные ветви деревьев вплетаются в глухое серое небо, нависшее над безлюдной мостовой. И кажется – подойди чуть ближе, и сможешь ощутить на лице легкий ветерок и вдохнуть запах старого Парижа.
А портрет Коко Шанель работы Мари Лорансен – полуобнаженная Mademoiselle Chanel, едва прикрытая драпировками, чья поза и задумчивый, почти тоскливый взгляд выдают в этой выдающейся личности обычную и не слишком счастливую женщину…
Или небольшие по размерам пейзажи Поля Сезанна – «В парке Шато Нуар» и «Пейзаж с красной крышей» — чьи сочные, смелые и яркие краски как будто добавляют цвета и света окружающему миру.
Но все-таки главная гордость музея Оранжери – это овальный зал, отданный великому Клоду Моне и его «Кувшинкам».
«Кувшинки» («Les Nympheas») — это восемь огромных панно, которые Моне написал в последние десять лет своей жизни, уже почти потеряв зрение, и, передавая их в дар Франции, завещал никогда не разделять их.
Последняя воля основателя импрессионизма было выполнено – все объединены в одну экспозицию и демонстрируются в специально отведенном для них зале с закругленными стенами. Ровный свет, нисходящий с потолка и бледная серовато-лиловая гамма помещения – лучший фон, который только мог пожелать Моне для своих пронизанных светом и окутанных тишиной «Кувшинок».
К этим цветам, чье французское название происходит от нимф – античных духов природы, представлявшихся людям в образе прекрасных девушек, — художник испытывал особые чувства, и писал их всю свою жизнь. Крупноформатные панно, выставленные в музее Оранжери, — это пруд с кувшинками, японский мостик и ивы, растущие на берегу в саду художника в Живерни.
Здесь можно провести часы, разглядывая смелые, сочные мазки кисти художника. Не случайно куратор музея Филипп Сонье называет это зал «Сикстинской капеллой импрессионизма».
Кстати, если вы хорошо понимаете английский язык, то прямо в музее можно присоединиться к экскурсии с гидом, посвященной кувшинкам Клода Моне. Такие экскурсии проводятся каждый понедельник в 9:45 утра и стоят дополнительно к входному билету еще 6€ с человека.
Адрес: Jardin des Tuileries (посмотреть на Google Maps) Метро: Concorde Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:00, закрыт по вторникам. Вход: 6.50€ для взрослых, бесплатно для детей до 18 лет. Сайт: www.musee-orangerie.fr