Судьбы музеев складываются по-разному. Случается, что музей задумывается для одних целей, а затем со временем меняет свое первоначальное предназначение.
Так случилось, например, с музеем Мармоттан-Моне, в котором первоначально размещались лишь частные коллекции его создателей, и который впоследствии приобрел славу музея импрессионизма.
Вблизи Булонского леса стоял роскошный охотничий дом, построенный в первой половине XIX века для герцога де Вальми. В 1882 г. его приобрел предприниматель и государственный деятель Жюль Мармоттан, влюбленный в искусство и собравший ценную коллекцию предметов искусства Средних Веков и Возрождения.
Его сын Поль Мармоттан, искусствовед, также был страстным коллекционером, особое внимание он уделял искусству эпохи Первой Империи. После смерти Мармоттана-старшего в 1883 году, Поль перестроил здание, чтобы разместить в нем все художественные ценности, собранные как им самим, так и его отцом.
Всю коллекции, богатейшую библиотеку и сам особняк Поль Мармоттан завещал Художественной Академии. В 1934 году, через 2 года после его смерти, в здании был открыт Музей Мармоттан, посвященный, главным образом, эпохе Наполеона Бонапарта.

Однако в 1957 году музею была передана коллекция картин из собрания доктора Жоржа де Бельо. У этого врача лечились практически все художники-импрессионисты – Мане, Писарро, Сислей, Моне, Ренуар. Благодарные пациенты расплачивались за медицинские услуги не только денежными гонорарами, но и своими полотнами, тем более что Жорж де Бельо понимал толк в живописи и одним из первых оценил новое течение в искусстве.
Но еще больший дар получил музей в 1966 г. Второй сын Клода Моне – Мишель завещал в дар коллекцию картин своего отца, после этого музей обрел второе имя. Его все чаще стали называть не просто Мармоттан, а Мармоттан-Моне, так как и в настоящее время именно здесь хранится самое крупное собрание полотен основоположника импрессионизма Клода Моне. В их числе и картина «Impression. Soleil levant» («Впечатление от восхода солнца»), давшая название новому художественному течению.
Впоследствии экспозицию музея дополнили и другие коллекции, полученные от меценатов. Особое место среди них занимает собрание картин Берты Моризо, ученицы Коро и жены брата художника Эдуарда Мане – Эжена. Сейчас именно в Мармоттане и находится самая полная коллекция гармоничных, наполненных светом полотен этой незаурядной художницы.

В цокольном и на втором этажах вывешены полотна импрессионистов. Помимо Моне и Берты Моризо, там представлены картины Писарро, Сислея, Ренуара, Дега, Мане. Всего в экспозиции представлено более 300 картин художников этого направления, среди них такие шедевры, как Моне «Руанский собор», Кайботт «Улица Парижа после дождя», Сислей «Весна в окрестностях Парижа».
В экспозиции музея демонстрируется и одна из самых богатых в мире коллекций книжных миниатюр 13-16 веков мастеров из Англии, Фландрии, Франции и Германии.
Первый этаж музея отведен под коллекции отца и сына Мармоттанов. Проходя по череде комнат, можно любоваться роскошными коврами и драпировками, изящно-строгой мебелью эпохи ампир, бронзовыми канделябрами и скульптурами, портретами Наполеона работы Дезире Клари и Луи Буйи.
Музей Мармоттан-Мане находится несколько в стороне от прохоженных туристами троп, но, тем не менее, его уютные залы никогда не пустуют. Богатейшая коллекция музея и знаменитые картины мастеров импрессионизма привлекают сюда любителей искусства со всего света.
Адрес: 2 Rue Louis Boilly (посмотреть на Google Maps) Метро: La Muette RER: Boulainvillier Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, по четвергам c 10:00 по 20:00. Закрыт по понедельникам. Вход: 10€, 5€ для студентов до 25 лет Сайт: www.marmottan.com